Кто только не брался доказывать старую, как мир, теорему: мечты сбываются. Милош Форман блестяще справился с этой задачей. После выхода фильма «Призраки Гойи» на широкие экраны режиссер признался: он мечтал об этой работе всю свою жизнь. И когда, наконец, появился подходящий сюжет, Форман буквально потерял голову, отложив все другие свои проекты.
Его поиски продолжались в общей сложности больше 50 лет. Впервые Форман увидел полотна испанского художника Гойи еще в 1980-х годах в Мадриде. И Гойя буквально заворожил Формана. «Я был переполнен впечатлениями от его картин и не переставал думать о них», - скажет режиссер позднее. При этом в знаменитый музей Прадо он отправился, чтобы взглянуть на Иеронима Босха, на его дьявольский триптих «Сад радостей земных».
Посещение мадридского музея стало для Формана своеобразным знаком. Поддержал режиссера знаменитый сценарист Жан-Клод Карьер. «Призраки» - третья по счету совместная работа безупречного режиссера и талантливого сценариста.
«Когда мы трудились над «Призраками Гойи», мы много путешествовали по испанским провинциям, проводя много времени вместе. Когда мы, наконец, вернулись в дом Милоша в Коннектикут, у нас сложился один взгляд на Испанию и трагическую историю великого художника...»
Жан-Клод Карьер
Есть у Формана и другая тайна. Режиссер говорит о том, что не стоит преувеличивать в фильме роль художника Гойи. Его творчество послужило лишь толчком, в то время как замысел фильма заключается в другом. В чем? Возможно, на этот вопрос ответит одноименная книга - «Призраки Гойи», которая вышла вместе с фильмом и которую представляет в России издательство "Гелеос".